26 марта 2010 |
автор: И.П. Кучеренко, С.В. Лопатников |
Система, школа или стиль? В настоящее время присутствует путаница в наименование различных направлений РРБ, что делает ориентацию в них, особенно неподготовленного человека, практически невозможной. Даже сами представители этих направлений зачастую путаются в собственных наименованиях…Если добавить к этому состояние «нетерпимости к ближнему» у некоторых адептов РРБ-направлений, то порождающиеся проблемы «эксклюзивности», «исторической достоверности», «истинной правильности», «единственного хранителя правильной информации» и другие однородные им уже, к сожалению, стали для окружающих привычными... Всё это происходит на фоне почти полного отсутствия объективной информации. Интересующийся человек дезориентируется. Почему это происходит? Дело в том что, таким образом, создаётся поле для активных спекуляций, которые не ведут к положительному результату, но дают возможность наживаться отдельным людям. Всё это, к сожалению, сказывается на репутации РРБ – направления. Цель наших статей – помочь разобраться в терминологии, часто используемой с приставкой РРБ и дать заинтересованным читателям возможность объективно оценивать, предлагаемую из разных источников, информацию. Приведём выдержку из статьи А.Половинкина, Д.Сагалакова «Феномен русского рукопашного боя»: … РРБ это целостное явление, которое опираясь на свои исторические корни, динамично развивается сегодня с перспективой на будущее. Мы полагаем, что все кто считает себя причастным к РРБ должны приложить усилия для того, чтобы в этой перспективе РРБ стал рассматриваться не иначе, как наша национальная гордость и визитная карточка нашей страны, каковыми являются будо для Японии и у-шу для Китая… » И это правильные слова, под которыми не стыдно подписаться. В этой статье представлена по сути модель сегодняшнего РРБ-сообщества. Хочется обратить внимание читателя на количество блоков в схеме и их наполнение. За каждым направлением деятельности кроется своя специализация. Несмотря на общую двигательную базу – традиционную русскую пластику (см. статью «Почему РРБ, а не РБ?»), различия в направлениях будут существенны. И самое главное! Каким бы талантливым не был инструктор, он не сможет объединить в себе все направления РРБ. Он может быть информирован о большинстве из них, уметь делать самостоятельно какую-то их часть. Но передавать информацию дальше он будет в ограниченном варианте, в рамках определённого направления. И это не зависит от того, хороший он, или плохой. Ни один инструктор не может передать ВЕСЬ свой опыт, ограниченный его специализацией, обучающемуся за короткий промежуток времени. Для этого необходимо длительное ВРЕМЯ. И тогда на помощь приходят составленные им учебные программы. Учебная программа помогает привить обучаемому определенных навыков за выделенный промежуток времени. Передача информации, ее повторяемость, может стать критерием оценки не только учебной программы, но и деятельности отдельного направления (см. статью «Связка задачи - уч.программа»). Мы постараемся дать ответ о привязке учебной программы к деятельности системы, школы, стиля. Для начала воспользуемся стандартными определениями. Система – это предмет или явление окружающего нас мира, рассматриваемое как единое целое. Характеристиками системы являются: её неделимость, взаимосвязанность составных частей, совокупность составных частей даёт новое качество или свойство системе, которого нет по отдельности у составных частей и т.д…. Школа (из словаря Ожегова) - направление в области науки, искусства, выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, система обязательных упражнений. Стиль (из словаря Ожегова) - метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения, совокупность черт; близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающие собой единство какого-нибудь направления в творчестве. Эти же определения, в укрупненном понимании, и с привязкой к нашей теме. Система РРБ (РБ) – способ рассмотрения РБ как единого целого, состоящего из различных блоков: ударная техника, бросковая техника, техника перемещения и т.д., взаимосвязанных каким-то образом между собой. ( Наша трактовка определения «система РРБ» является сегодня не самой распространенной, но на наш взгляд наиболее корректной. Причины этого мы постарались раскрыть в статье «Система РРБ или система выживания?» ) Система подготовки РБ – единый подход к подготовке Рукопашного Бойца, состоящий из взаимосвязанных модулей, прохождение которых гарантирует получение устойчивых навыков для ведения Рукопашного Боя, в сумме эти навыки усиливают и дополняют другу друга, позволяя обучающемуся выйти на качественно новый уровень. В методическом плане система подготовки РБ характеризуется гарантированной повторяемостью результата, трансляцией его как минимум через одно поколение обучающихся. Результат во времени имеет малую зависимость от личных особенностей носителей информации (инструкторов). Простейший тест: если выдать одно и то же задание одному человеку и ученику его ученика, то оптимальное решение данного задания для каждого из них будет разным, но результат будет достигнут. Например, в качестве теста необходимо уронить человека на пол. Один испытуемый использует сваливание, другой – болевое воздействие на кисть. Оба могут сделать и то и другое, для достижения результата. Но каждый, в рамках единого двигательного стереотипа, выбирает для достижения результата абсолютно разные пути, в соответствии со своим “предпочтением".
В методическом плане школа характеризуется высокой повторяемостью результата, трансляцией данного результата следующему поколению обучающихся. Результат во времени имеет среднюю зависимость от личных особенностей носителей информации (инструкторов). При развитии школы учитываются тенденции, давшие положительный результат у большего числа занимающихся. Часто начинают доминировать определенные предпочтения в выборе метода для решения поставленной задачи (пример: только бить, только бороть, только выходить на болевые и т.п.).
В методическом плане стиль характеризуется средней повторяемостью результата, высокой зависимостью от личных данных и приоритетов обучающегося. Простейший тест: если выдать одно и то же задание одному человеку и ученику его ученика, то оптимальное решение данного задания будет одинаковое. Также одинаков и метод решения поставленной задачи. По сути, ученик является копией своего учителя. Получается, что верхним уровнем является система. Далее идет школа, и затем – стиль.
P.S. В качестве пожелания читателю и занимающемуся: постарайтесь не заниматься самообманом. Опираясь на жизненную практику, можем сказать, что верхняя точка (в случае тематики нашей статьи – это система) не является идеальной для всех. Будьте честнее к себе и своим стремлениям! Удачи!
|